Оценка выступления

Давайте подумаем о том, как оценивают выступления зрители (специалистов в расчет не берем)? Кто-то изучает правила и может дать более-менее аргументированную оценку (она может быть как правильной, так и нет), другие болеют «за своих», третьи ориентируются на общее впечатление, четвертые просто наблюдают. Для многих зрителей самой грубой ошибкой является ошибка видимая (потеря, падение, срыв). Порой бывает непонятно, почему одна гимнастка уронила и выиграла, а вторая прошла чисто, но не получила медаль.

Сегодня мы расскажем вам, из чего по текущим правилам состоит оценка и как она выводится. За помощью в толковании мы обратились к чемпионке Универсиады – 2007, мастеру спорта международного класса, судье национальной категории, Полине Кондауровой.

Перед выступлением гимнастка сдает карточку, в которой указаны все элементы (для каждого элемента существует свой специальный значок). Судья следит за ходом исполнения всех элементов, отмечает выполненные элементы, помечает, где нужно применить сбавку.

Максимальная оценка – 20.000. Ее выводят две бригады судей – D (трудность элементов тела и предмета), E (исполнение).

D – техническая ценность элементов тела и предмета. Выводится путем суммирования в карточке всех элементов, выполненных гимнасткой полностью или со сбавкой.

Е – оценка за исполнение выводится путем вычитания сбавок за ошибки от базовой сложности, указанной в карточке.

Максимальная оценка каждой из бригад D и E – 10.000.


Иногда приходится слышать, что у одних спортсменок в карточках базовая оценка выше, а у других — ниже. Это не соответствует действительности. По умолчанию, самая высокая базовая оценка – 10.000. Выше быть не может. С 10.000, по словам судей, стартуют все топовые спортсменки. К тому же, карточки от турнира к турниру могут отличаться, и чаще всего отличаются, а общественности они не доступны. Так что заявления о базовой стоимости могут делать только те, кто видел карточку (тренер и его помощники, спортсменка, судьи). Можно попытаться подсчитать приблизительно, ориентируясь на то, что по факту сделала гимнастка. Но бывает так, что на ковре она сделала, скажем, поворот на 720, а в карточке было заявлено 1080. Здесь придет на помощь наблюдение в динамике (сравнение с выступлением на других стартах).

Все технические элементы тела делятся на три группы: прыжки, равновесия и повороты. До 2013 года существовала группа элементов гибкостей и волн, но недавно технический комитет ФИЖ принял решение эту группу расформировать из-за повышенной травматичности.

Прыжки, равновесия и повороты должны быть равномерно представлены во всех упражнениях, независимо от предмета. Раньше, скажем, в скакалке доминировали прыжки, в мяче – гибкости, в булавах – равновесия, в ленте – повороты.

Максимальное количество элементов в упражнении – 9, минимальное – 6. А ведь еще в 2004 количество элементов достигало 30 за полторы минуты! В каждом упражнении должно быть как минимум 2 прыжка, 2 равновесия и 2 поворота.

Работа предметом делится на две группы: фундаментальные технические группы движений предметами (этой работы должно быть больше, т.к. это основная работа предметом) и другие технические группы движений предметами.

Любой элемент засчитывается только в связке с работой предмета. То есть, когда спортсменка выполняет элемент, предмет должен находиться в работе (существует неограниченное количество разнообразной работы предмета), а никак не «отдыхать».

Упражнения с самыми высокими оценками для украинских гимнасток в цикле 2013 — 2016 на международных соревнованиях : 

Анна Ризатдинова — ЧМ 2013 в Киеве — Упражнение с обручем  в многоборье (18.450) 

Анна Ризатдинова — ЧМ 2013 в Киеве — Упражнение с лентой в многоборье (18.350) 

Анна Ризатдинова — КМ 2014 в Корбей-Эссоне —  Упражнение с обручем  в многоборье (18.333) 

Анна Ризатдинова — ЧМ 2013 в Киеве — Финал в упражнении с обручем (18.266) 

Анна Ризатдинова — ГП 2015 в Тье (Франция) — Упражнение с обручем в многоборье (18.300)